Главная страница » ЗАПИСИ » общество » экономика » Новости инвестиций. Pirelli

Новости инвестиций. Pirelli

Приятно было встретить позитивные новости инвестиций среди негатива пенсионной реформы. Pirelli вкладывает 3 млрд рублей в производство новых шин на заводе в Кирове. К сожалению, я немного представляю, о чем идет речь (родители работали на Кировском шинном заводе), а то бы вместе со всеми порадовался

  • внедрению современных технологий в РФ
  • выходу на мировой рынок
  • новым рабочим местам с «высокой заработной платой»
  • пополнению бюджета налогами

В принципе, все правильно. Особенно налоги это хорошо. Но есть, как говорится, нюанс. И не один. Я не знаю, что там говорит статистика, но на мой взгляд, на КШЗ зарабатывают в среднем тысяч по 30 в месяц. Средняя зарплата по Кирову тысяч на пять-шесть меньше. Так что, Александр Чурин, первый заместитель председателя правительства Кировской области, совершенно справедливо назвал эти деньги «высокой заработной платой» (sarcasm mode on).

Сам показатель средней зарплаты достаточно лукав. Медианная зарплата, как мне кажется, лучше отражает суровую действительность, данную нам в неприятных ощущениях. Никто не знает, насколько велик вклад менеджмента КШЗ в среднюю зарплату кировских шинников. Оклады руководства — коммерческая тайна.

Небольшой экскурс в историю КШЗ

Великая отечественная

В годы войны в Киров, в глубокий тыл, эвакуировали из Ярославля производство автопокрышек. С привычным для тех лет трудовым героизмом.

КШЗ

Кировский шинный завод

Лихие 90-ые

После реставрации капитализма в лихие 90-ые завод был приватизирован по схеме «51% акций трудовому коллективу». Разумеется, акции в руках рабочих долго не задержались. От последних миноритариев вписавшиеся в рынок избавились посредством изящного финта: в заводской многотиражке было опубликовано от лица заводской администрации объявление, что номинал акции будет увеличен — вместо 100 штук выдадут одну. Те, у кого не набиралось 100 акций (по-моему, таких было подавляющее большинство), должны были или докупить до сотни, или продать имеющиеся ценные бумаги. У не внявших совету акции грозились выкупить «по такции».

Как оказалось впоследствии, подобных финтов с увеличением номинала законодательство не предусматривает. Но откуда же рабочим это знать?! Наконец-то собственность сосредоточилась исключительно в руках правильных пацанов. На радости такой дефективные менеджеры принялись банкротить завод и перепродавать его друг другу. В основные фонды не вкладывался никто. Рабочие так и трудились на старых станках — тяжком наследии тоталитарного советского прошлого.

Pirelli

Пирелли

В конце концов завод перешел к Pirelli на пару с Ростехом. Стало в больших количествах поступать новое оборудование. Так-то да, иностранные инвестиции имеют место быть, это не выдумка. Затем партнеры поделили предприятие. Ростеху досталось так называемое «спецпроизводство»: покрышки для Министерства обороны — «Тополя», «Тигры» и прочее животное и растительное царство.

Как мне кажется, Pirelli избавился от «токсичного» партнера, вечно находящегося под угрозой американских санкций. Смешно, но пару лет на нужды российской обороны трудилась транснациональная компания, принадлежащая Китаю. А менеджмент остался в основном итальянский, из страны НАТО, однако. Хотя, какие там секреты в колесах.

Статус кво

Ну вот, теперь можно и сравнить прошлое КШЗ с его настоящим и взглянуть на заявленный в начале статьи позитив с другой точки зрения.

Современные технологии?!

Это, как говорится в популярном фильме, «не твой зуб»: технологии (и права на модели покрышек) принадлежат Pirelli, а не России. Уйдет завтра Пирелли, по политическим ли мотивам, по экономическим ли, с какими покрышками пойдем на мировой рынок? Своих моделей не осталось, а Пирелли может лицензию и не дать.

Если, конечно, оборудование не вывезут — нет оборудования, нет «проблемы». С закрытого в Турции завода привозили в Киров пару станков. Так что, все может быть: захотят — вывезут. Турок, надо полагать, жадность сгубила: вероятно, не пожелали, как кировчане, работать на вредном производстве за жалкие 400 долларов.

Не смешите наши Тополя

Спецпроизводство теперь та же до боли знакомая по российским реалиям «отверточная сборка». Закроется пиреллевский «Киров Тайр» — ростеховский «КШЗ» останется без кордов и резиновых смесей. Не смертельно, конечно: в крайнем случае можно их из Татарстана возить. Да хоть из Китая самолетом.

Вывод

Из хозяев в собственном доме мы превратились в квартирантов на птичьих правах, зависящих от доброй воли ТНК. Своих моделей автопокрышек нет, оборудование не наше. Вывезет его Pirelli или сдаст в металлолом — останемся у разбитого корыта.

За пределами моих сведений остался вопрос: а где сейчас находятся конструкторские бюро, разрабатывающие новые модели автопокрышек? Не удивлюсь, если в России их уже нет. Это было бы логично с точки зрения ТНК. Но в таком случае РФ теряет компетенции, восстановить которые будет очень сложно даже с государственной поддержкой.

P.S. Об инвестициях трубят во всех СМИ, а когда, уже при Pirelli, закрывался один из трех основных цехов, все молчали. А я так очень испугался за свое будущее.

To the Happy Few

Поблагодарить автора:

  • кнопка аффтар! пеши исчо!
  • кнопка аффтар! выпей йаду!
Если что, разрешите скрипты - кнопки и появятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.